Все работодатели оплачивают различные виды социальных выплат. Одной из наиболее распространенных таких выплат является оплата больничного листа.
В случае многих больных работников выплаты могут превышать сумму взносов на социальное страхование. В этом случае компания имеет право на возмещение из Фонда социального страхования Российской Федерации.
Однако возмещение из бюджета или «соответствующего» фонда влечет за собой серьезные трудности для предпринимателя. Обычно сотрудники используют все законные (а иногда и не совсем честные) методы, чтобы затянуть и усложнить процесс.
Часто этот процесс настолько трудоемкий, медленный и нервный, что бухгалтеры просто не хотят им заниматься. Тем временем, значительная сумма может быть наклеена на кассовый аппарат. И если внутренний контроль в компании осуществляется неправильно, руководство организации может долгое время даже не признавать свою приверженность этому капиталу.
Одним из обычных критических замечаний в адрес сотрудников является нарушение бюрократии (реальной или воображаемой). Что касается выплат по временной нетрудоспособности, распространенной причиной отказа является справка о неправильно назначенном заболевании.
Давайте рассмотрим, как составить больничный лист, чтобы избежать проблем с возмещением расходов в будущем.
Какие нужны документы для оформления больничного
Правила составления списков пациентов (СП) определены приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 29 июня 2011 года.
Список пациентов — это «общий» документ. Когда кто-то заболевает, он, естественно, идет к врачу. Сотрудник медицинского фонда является лицом, инициирующим процесс заполнения больничного листа. Пациенту достаточно предъявить паспорт или другой равнозначный документ (пункт 4 статьи 624 Порядка).
Важно!
Медицинская страховка необходима для определения порядка оплаты услуг и не имеет прямого отношения к правилам оформления больничного листа.
Выдавать больничные листки могут только сотрудники уполномоченных медицинских учреждений (пункт 2 Приказа № 624).
Когда пациент выздоравливает, врач делает ему «закрытый» BL. После возвращения на работу сотрудник представляет этот документ в бухгалтерию. Теперь эстафета переходит к организации, и BL завершается.
Больничные листы оформляются бухгалтерией компании на основании информации, которая уже имеется у работодателя. Это личные данные и данные о доходах работника.
Важно!
Дополнительная документация может потребоваться только в том случае, если сотрудник проработал на своей нынешней должности относительно недолго. Ключевым моментом является то, что для расчета пособия по болезни должен использоваться средний заработок за предыдущие два года.
Поэтому вновь принятым сотрудникам потребуется справка о больничном листе формы 182н с предыдущего места работы.
Общие правила заполнения БЛ
Действующая в настоящее время форма страхового медицинского свидетельства утверждена приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 26. 04. 2011 N 347.
Документ имеет формат А4 и защищен от подделок водяным знаком и штрих-кодом.
Порядок заполнения списка заболеваний (п. 56 Приказа № 624) не зависит от того, какой отдел и кто его заполняет.
- Документ должен быть заполнен прописными буквами.
- Необходимо использовать пишущую машинку или ручку (кроме шариковых ручек). Если используется ручка, чернила должны быть только черными.
- Все информационные поля должны быть введены с первого поля и не могут выходить за пределы полей.
- Штампы не должны «касаться» информационных полей.
«Медицинский» раздел БЛ
Информация, которую должен ввести врач, состоит из следующих полей
- Общая информация о самом документе (за исключением первого номера на бланке), о
- Информация о медицинском учреждении и враче, о
- личная информация о пациенте, и
- Информация о заболевании и его продолжительности.
Названия терапевтических микроорганизмов (даже короткие) часто бывают очень длинными. Если имя не помещается в соответствующую ячейку, его можно сократить в указанном поле. То же самое относится к наименованию работодателя, фамилии и должности врача (письмо ФСС РФ от 5 августа 2011 г. № 14-03-11/05-8545).
Важно!
На основании этого кода можно определить медицинское учреждение или компанию, в которой работает пациент. В случае медицинского учреждения — это ОГРН, в случае работодателя — регистрационный номер ФСС РФ.
Когда медицинское учреждение заполняет BL с помощью специализированного программного обеспечения, вся вышеуказанная информация воспроизводится в верхнем левом углу бланка в виде двоичного кода.
Если в поликлинике нет такой программы и врач заполняет документ ручкой, то двоичный код отсутствует. Это не является нарушением.
Важно!
Там, где текст или печать перекрывает границу полей.
Заполнение БЛ работодателем
Пробел между инициалами врача.
- Также нет необходимости повторно выдавать BL, если медицинский работник ложно информирует пациента о работодателе. Работодатель может идентифицировать это лицо, указав правильное имя и регистрационный номер при заполнении соответствующего раздела формы.
- Работодатели также могут допускать ошибки при заполнении резюме. Наиболее распространенными типами ошибок являются
- Неправильный расчет среднего заработка, что привело к неправильному размеру пособия.
- Строка «включая периоды отсутствия страховки» должна включать только периоды военной службы и аналогичной службы (Закон РФ № 4468-1 от 12 февраля 1993 года). Больничные, декретные и другие аналогичные периоды, исключаемые из расчета среднего заработка, не должны включаться в эту строку.
- Дата начала работы» часто ошибочно указывается как дата, когда работник должен приступить к работе после болезни. На самом деле, это поле следует использовать только в «особых» случаях. Это происходит, когда работник заболевает и не может выйти на работу в период между заключением трудового договора и его прекращением. Это поле должно быть заполнено датой, когда сотрудник должен был приступить к работе.
- ВАЖНО!!!
- В отличие от «медицинских» ошибок в резюме, работодатель может исправить документ без его повторной выдачи (статья 65 Инструкции № 624).
- Для этого необходимо зачеркнуть неправильную строку и внести правильную запись с пометкой «считаю исправленным» на обратной стороне бланка. Правильная запись должна быть подписана работодателем и заверена печатью работодателя, если таковая имеется.
- Использование корректоров, ластиков и других подобных инструментов не допускается.
- Временных рамок для завершения пересмотренного варианта этого документа нет, но рекомендуется завершить его как можно скорее.
- Однако обратите внимание, что отдельные подразделения ФСС РФ могут разрабатывать «внутренние» рекомендации, которые не всегда соответствуют официальной позиции. Заинтересованные стороны рекомендуют работодателям в случае сомнений обращаться за разъяснениями в службы Фонда (письмо Фонда № 14-03-11/15-11575 от 30 сентября 2011 года).
Мы много лет занимаемся поступлениями из Фонда и знаем не только чиновников, но и практически все негласные требования московских и региональных отделений Фонда. Таким образом, мы можем гарантировать положительный результат даже в сомнительных ситуациях.