Конфискация церковных земель. Буржуазное законодательство Учредительного собрания

В ноябре 1789 года, чтобы ликвидировать финансовый кризис — главную опору феодальной системы — и сломить власть церкви, Учредительное собрание приняло решение конфисковать церковные земли, объявить их «государственной собственностью» и пустить с молотка. с молотка. В то же время был издан указ о выпуске так называемых акциденций (Accigationa t-Stute Conemetary Obligations). Их стоимость обеспечивалась выручкой от продажи церковных земель. Ассигнации предназначались для оплаты государственных долгов, которые впоследствии были конвертированы в обычные бумажные деньги.

Рабочее движение. Закон Ле Шапелье

Классовый характер политики городских редакционных собраний стал еще более очевидным в ходе преследования рабочего движения. В конце XVIII века во Франции не было ни больших машин, ни фабричного пролетариата. Однако существовали многочисленные категории работников. Централизованные и разрозненные ремесла, подмастерья, ученики, строители, докеры, рабочие и т. д. Некоторые группы рабочих, особенно выходцы из сельской местности, все еще были привязаны к земле и другим правам собственности, для них наемный труд часто был лишь подсобным занятием. Однако по мере роста числа рабочих наемный труд становился основным источником средств к существованию. Рабочие уже составляли значительную часть населения мегаполисов. К моменту революции в Париже насчитывалось до 300 000 рабочих с семьями.

Рабочие находились в бесправном положении и полностью зависели от своих хозяев. Заработная плата была низкой и отставала от роста цен. Рабочий день по 14-18 часов был обычным явлением даже для специализированных рабочих. Безработица была бичом для рабочих. Накануне революции положение рабочих особенно ухудшилось в результате торгово-промышленного кризиса.

В Париже продолжались рабочие бунты. В августе 1789 года около 3 000 портных вышли на демонстрацию с требованием повысить заработную плату. Демонстранты были разогнаны отрядами Национальной гвардии. Безработные, работавшие на раскопках, организованных муниципалитетом, также устраивали беспорядки. Рабочие даже угрожали сжечь ратушу.

В 1790-1791 годах были созданы рабочие организации, частично связанные с дореволюционными компаньонами и истоками, но в основном представлявшие собой новые профессиональные союзы. Наиболее активными в то время были типографские рабочие, которые были более образованными и осведомленными о других категориях рабочих. В 1790 году в Париже появилась первая организация печатников, «Ассамблея печатников», которая разработала определенные «правила», принятые «Генеральной ассамблеей представителей рабочих». Среди прочего, она предусматривала организацию взаимопомощи в болезни и старости. Осенью того же года была создана более развитая и официальная организация печатников — «Типографский и благотворительный клуб». Этот клуб начал издавать собственные бланки. Он организовывал случаи взаимопомощи среди рабочих и вел борьбу с предпринимателями. Подобные объединения типографов появились и в других городах.

Весной 1791 года в Париже прошли крупные забастовки. Наиболее активными среди них были печатники и плотники, так как они были более организованы, но также бастовали кузнецы, слесари, плотники, сапожники, ремесленники, сидельцы и представители других профессий — всего до 80 000 человек.

Советуем ознакомиться:  Как вернуть деньги за платную доставку при отмене заказа на Ozon

14 июня 1791 года Учредительное собрание пошло навстречу требованиям предпринимателей и по предложению депутата Ле Сапелье издало декрет, запрещавший рабочим объединяться в профсоюзы и налагавший на них штрафы и угрозу тюремного заключения. Через два дня, 16 июня, Редакционное собрание приняло решение о закрытии «благотворительных мастерских», созданных для безработных в 1789 году.

Власти тщательно следили за соблюдением законодательства Ле Сапелье. За правонарушения предусматривались строгие наказания. Маркс писал, что этот закон «измеряет конкуренцию между государством и трудом, между капиталом и конкуренцией в рамках удобств капитала». ‘ (К. Маркс, Глава, т. 1, М. 1955, с. 745).

История христианства — секуляризация церковных земель (XVIII в)

В царствование императрицы Екатерины II почти весь высший класс отличался недоверием. В лучшем случае он был равнодушен к православной церкви. Во время своего правления Екатерина строго придерживалась принципа «уважать веру, но не позволять ей влиять на государственные дела». Для этого необходимо было поставить церковь в явную зависимость от государственной власти и лишить ее уклада жизни.

Однако она не сразу открыла свои намерения в отношении Церкви. Через две недели после ее воцарения Сенат издал указ об отмене указа Петра III об изъятии земель, принадлежащих архиереям, церквям и монастырям Русской церкви. Однако ликование духовенства по этому поводу было преждевременным. Через три недели после того, как этот указ был заменен другим, она объявила о создании специальной комиссии для рассмотрения вопроса о церковных междоусобицах. Результатом ее работы стал знаменитый Манифест о церковных имуществах, изданный 26 февраля 1764 года. Этим документом навсегда отменялись русские церковные земли. Все церковные феоды были переданы государствам.

Изъятие земель нанесло неисчислимый ущерб православным монастырям. Передача земельных владений в государственную казну лишила монастыри материальных источников существования. Но помимо материального, существовал и моральный аспект. Монастырь строился на благотворительные средства многих поколений людей и трудами монахов. Кроме того, монастырь принял часть территории от дарителя с завещанием на оставшиеся души. И в этом случае была нарушена последняя воля умершего.

«Все захваченные феоды должны быть обращены на нужды государства», — гласил указ. Однако Екатерина отдала большую часть территории монастыря в его пользу. В результате действий правительства из 964 монастырей осталось только 200. Остальные либо не закрылись, либо ушли, не заработав на жизнь. Создание новых монастырей было запрещено.

Первым открытым борцом с захватом церковных земель стал митрополит Ростовский Арсений (Мациевич). Он родился в Польше в 1697 году. Его отец был православным священником. Пойдя по стопам отца, Арсений окончил духовную школу, а затем знаменитую Киевскую Мочильскую академию, одно из лучших учебных заведений того времени. После одиночного помилования Арсений был направлен в качестве священника в Камчатский поход под руководством Витуса Беринга. Затем он стал профессором права в Академической гимназии в Санкт-Петербурге.

Советуем ознакомиться:  Аудит по охране труда

По словам его современника святителя Арсения, «он был вспыльчив, но строг и взыскателен с учениками и духовенством, а позже и со священниками». По воцарении Елизаветы Петровны он был избран сначала митрополитом Тобольским, а затем переведен в Ростов. Здесь митрополит Арсений приобрел известность как верный служитель Церкви и защитник ее прав. Он боролся с неверностью и расколом, поддерживал русские школы и не терпел нововведений, был убежденным проповедником. Однако главной целью своей жизни видел митрополию, отстаивая независимость Церкви от государства. Когда его избрали постоянным членом съезда, он отказался принести присягу, признав императрицу верховной судьей. Арсениос сказал. «Это могло вызвать царский гнев в метрополии». Однако Елизавета очень ценила святого, и дело осталось без последствий». Во многих случаях Владимир Арсений обращался с посланием к императрице и призывал ее не нарушать собственность церковного имения.

Во время воцарения Екатерины II митрополит Арсений не был приглашен на коронацию новой императрицы. Екатерина заподозрила его в дурных намерениях. «Он испытывал необъяснимый страх перед этой несовременной правительницей, — вспоминает один из современников этих событий, — и даже тюрьма пугала его». После учреждения Екатериной специального комитета для подготовки губительных для Церкви указов митрополит Арсений дважды обращался к Конференции с угрозой, что члены комитета будут привлечены к делу. Митрополит Арсений сравнивал царское правительство с монголо-татарским нашествием и подчеркивал, что оно не препятствовало делу Православной Церкви. После издания указа он подал на саммит ряд протестов, требуя возвращения подвижников в монастыри и проклиная преступников Церкви.

По приказу императрицы ему было поручено расследовать дела «скандальной метрополии». Он был арестован и переведен в Москву. В тюрьме Арсений продолжал обличать светские власти и саму императрицу. На допросах в присутствии самой Екатерины он дерзкими вопросами выражал сомнение в ее праве на престол. В результате его лишили епископского сана и сослали в дальний монастырь, но он продолжал исполнять свой уединенный сан. Однако и там заключенные не были спокойны. Его перевозили из одного монастыря в другой — такова была воля императрицы, которая опасалась растущей популярности Арсения. Во время ссылки Арсений продолжал выступать против правительства и уже открыто призывал к свержению Екатерины. Одаренный проповедник, он быстро завоевал уважение монахов, а также солдат и офицеров, охранявших монастырь. Его приняли не как преступника, а как митрополита, пострадавшего за Церковь.

Екатерина не могла спокойно воспринимать речи нетерпеливого митрополита. Вскоре началось новое исследование. Арсенио обвинили в политической благонадежности и кастрировали. Когда в ссыльном ордене объявили новый порядок, он не проронил ни слова. Его монашескую одежду сменил арестантский мундир, и он был заключен под именем Андрея Врааля в уровневую крепостную тюрьму на вечное заключение. Правительница крепости Екатерина писала В 1772 году в ярусной тюрьме заболел и умер митрополит Арсений. В окне его камеры была выбита одна и та же надпись.

Многие в правительстве втайне сочувствовали митрополиту. После его смерти они посылали деньги в уровскую крепость, а орловский помещик Лопухин даже поставил на своем участке памятник Арсению.

Причины и цели реформы

Главной причиной реформы изъятия земель стало чрезмерное распространение необлагаемых налогом административных участков. Это снижало доходы государства. Кроме того, в империи было много монастырей. В некоторых из них было мало монахов или они вообще там не жили. Таким образом, мотив был очевиден.

Советуем ознакомиться:  ООО Т ИНН 7459004130

Проблема непланируемости также была очень острой. Согласно византийскому законодательству, монахи не могли владеть собственностью, но имели право пользоваться монастырским имуществом.

О необходимости реформировать существующую систему говорила еще императрица Елизавета. Став ее преемником, император Петрос III подписал указ об отмене права собственности на церковные земли в пользу сената, прекратив содержание монастырей, которые не могли себя содержать.

Церковные учреждения были упразднены.

Во время секуляризации в 1764 году были закрыты следующие монастыри

    Этот список не является исчерпывающим.

    Последствия секуляризации и ее проблемы

    Классовая сегрегация на протяжении многих лет определяла статус собственности канцелярских организаций. Более того, феномен субсидируемых и несамостоятельных структур внутри корня лишил смысла все монастырское законодательство.

    Содержание монастырей первого года обучения более чем в два раза превышало содержание монастырей третьего года обучения. Женские монастыри имели меньше средств, чем мужские.

    Фактически государство просто снабжало священников имуществом, не обращая внимания на физическое состояние имения. Связь с проводимыми преобразованиями была очевидна. Монастыри разорялись, священники нищали, а число городских бе-лоручек росло.

    Результаты применения документа не были положительными. Основные цели были достигнуты. Действительно, проблема пополнения бюджета была решена. Однако возникли новые социальные и культурные проблемы.

    Причины проведения секуляризации

    Реформа по секуляризации церкви была разработана еще Елизаветой Петровной.

      Петрос Фиолович реализовал планы своего предшественника, о которых говорилось выше, но его манифест привел лишь к ухудшению отношений с церковью. Интересно, что Екатерина Алексеевна воспользовалась этим фактом и заручилась поддержкой церковной иерархии, даже дав «благословение» на дворцовый переворот. Однако это не помешало ее предшественницам, которые уже были императрицами, согласиться с ее логикой и продолжить свои усилия.

      Интересно. Некоторые политики предполагали, что императрица не ограничится секуляризацией, а проведет масштабные реформы. Так, ведущий юрист Синода И. Мелиссино предлагал реорганизовать Русскую православную церковь в духе идей Просвещения, но императрица отнеслась к его плану отрицательно. .

      Издание Манифеста о секуляризации

      Светское законодательство было издано 1 января 1764 года.

        Интересно. В то же время, одновременно с Екатериной II, аналогичные реформы проводил император Священной Римской (Австрийской) империи Иосиф II. Таким образом, политика в отношении церкви полностью соответствовала духу европейского Просвещения эпохи Просвещения. Екатерина проводила секуляризацию, ориентированную на монархов эпохи Просвещения.

        Рейтинг
        ( Пока оценок нет )
        Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
        Добавить комментарий

        Adblock
        detector