Регистрация торговой марки не является обязательной процедурой для предпринимателей, но это единственный способ гарантировать полное право на использование торговой марки. Данная процедура регулируется законодательством Российской Федерации.
Существуют два термина — торговая марка и знак обслуживания — первый возникает в связи с материальным продуктом, а второй — с услугой. Оба варианта регистрируются совершенно одинаково и проходят следующие этапы
- Развитие. Сюда входит работа над названием, логотипом и слоганом
- Проверка уникальности. Только полностью уникальные торговые марки могут быть зарегистрированы. Система проверки определяет наличие идентичных сигналов. Если есть совпадение, необходимо вернуться к шагу 1.
- Коллекция документов. Прежде чем обратиться в компанию, необходимо собрать все необходимые документы (см. ниже).
- Подготовьте и отправьте регистрационную форму. Просто заполните форму и отправьте ее по почте или принесите в соответствующие органы.
- Процесс регистрации российской ПТО.
- Получение свидетельства о регистрации торговой марки и регистрация в Едином реестре.
Чтобы пройти процедуру, необходимо заплатить государственные налоги.
Помимо того, что названия, логотипы и слоганы должны быть замысловатыми, они должны полностью соответствовать закону. Существуют определенные моменты, которые могут усложнить процесс регистрации
- Существование общего языка
- Качество товара (например, «предметы роскоши»)
- Наличие географических терминов
- Термины, описывающие конкретные продукты
Если все пункты учтены и марка правильная, пакет документов может перейти к исполнению. После того как заявитель прошел через этот процесс, он становится официальным владельцем торговой марки, относящейся к его интеллектуальной собственности. Полученный сертификат действителен в течение 10 лет с момента отправки заявления.
Если срок его действия истекает, можно запросить продление (также на 10 лет).
Процедура предварительной проверки
Чтобы зарегистрировать компанию в качестве торговой марки, необходимо проверить ее оригинальность. Даже если кажется, что ни у кого другого не может быть такого имени, вы должны быть уверены. Желательно сделать это заранее, чтобы не терять время.
Начало процесса без проверки оригинальности бренда затягивается и может привести к отказу из-за существования идентичного бренда.
Документы проверяются в 2 этапа:
- Анализировать все представленные документы и проверять все детали информации и соответствие законодательству Российской Федерации. Эта фаза длится один месяц.
- Проверьте оригинальность бренда и его соответствие всем нормативным требованиям. Эта стадия длится от 9 месяцев
Если все идет хорошо и решение положительное, заявитель в течение месяца получает сертификат, подтверждающий полное право на использование торговой марки.
Список необходимых документов
Экспертиза. В течение месяца после подачи заявки FIPS контролирует соблюдение всех правил. Может оказаться, что некоторые документы отсутствуют.
В этом случае будет отправлено уведомление о необходимости его завершения. Для этого предусмотрен 90-дневный период. Если документы не будут отправлены в указанные сроки, заявление будет отклонено.
После этой фазы (типичной) начинается следующая фаза тестирования (именная). Этот этап занимает примерно один год и является решающим.
- Результат. Если в ходе экспертизы будут обнаружены нарушения, препятствующие регистрации торговой марки, FIPS направит уведомление с указанием причин; у вас есть шесть месяцев для ответа, иначе заявка будет отклонена. Должны быть приведены аргументы в его поддержку. Это будет учтено при принятии окончательного решения. В противном случае он отклоняется, и весь процесс должен быть повторен.
- Пункт.
- Регистрация товарных знаков через Роспатент позволяет защитить вашу интеллектуальную собственность и избежать ситуаций со злонамеренными конкурентами, которые могут злоупотребить репутацией вашего бизнеса. Перед регистрацией имя проходит экспертизу. Здесь важно учитывать некоторые нюансы.
- Главное правило для торговой марки — она не должна быть похожа на существующую торговую марку. Момент юмора: убедитесь, что никто из ваших друзей, передавших вашу идею, не зарегистрировал ваше имя, как это произошло в американском фильме Syrup об имидже и брендинге.
- Существуют различные виды товарных знаков. Они бывают вербальными (Instagram), графическими (Adidas), комбинированными (Wella: дизайн + имя), слуховыми (заставка Beacon Radio) и редко обонятельными (запах австралийского лимонника в спа).
- Чтобы узнать, доступна ли торговая марка, вы можете воспользоваться веб-сайтом Linkmark. Обратите внимание, что ваше имя не должно быть похожим на другие. Например, бренд тренера Abibas (так умные китайцы называют свою продукцию) не может быть зарегистрирован, поскольку он явно относится к глобальному бренду. Полную проверку можно провести на сайте ФИПС за 360 рублей, либо обратиться в патентное бюро или юридическую фирму, так как только специалисты Роспатента могут провести детальную проверку.
- В настоящее время правила для российских заявителей таковы, что подать заявку на регистрацию могут только индивидуальные предприниматели или юридические лица. Поправки к закону, позволяющие самозанятым лицам регистрировать торговую марку, в настоящее время рассматриваются Палатой депутатов. Во многих случаях клиенты сталкиваются с тем, что для получения исключительных прав на торговую марку им необходимо специально создать коммерческую компанию или стать индивидуальным предпринимателем.
Вторая особенность заключается в том, что Роспатент как регистратор не разрешает подавать несколько заявок. Например, в случае трех компаний с одинаковым пакетом акций. В частности, это касается торговых марок. Запрет вряд ли соответствует закону или реалиям рынка и может быть снят в ближайшее время.
Можно ли регистрировать бренд самостоятельно
Мы обратились в компанию, специализирующуюся на регистрации торговых марок, и с нами работал патентный поверенный. Около 70 000 рублей было потрачено на услуги по разработке логотипа и еще 70 000 рублей — на подготовку руководства. Задачей юриста было разработать логотип с нуля или адаптировать наш логотип для регистрации.
Не все прошли тест. Мы настаивали на указании «Прессовочное масло», несмотря на то, что в названии присутствует глагол. Цветок жизни» — это священный символ, поэтому наш логотип не подходил.
В результате был создан новый логотип, который представляет собой семя жизни в форме капли. В настоящее время процесс находится на стадии получения документации.
Каковы риски создания торговой марки, идентичной существующей? Известен случай, когда Rolls-Royce Motor Cars подал в суд на рэпера Роберта Дэвиса, который использовал художественное имя Rolls-Royce Lizzie. Суд признал его виновным в использовании торговой марки в своем творческом названии. Художник также продавал футболки и бейсболки под своим псевдонимом.
В итоге дело закончилось тем, что рэпера попросили сменить свое творческое имя и прекратить продажу товаров.
- Суммы рассчитываются тремя способами
- от 10 000 до 5 миллионов рублей, на усмотрение владельца торговой марки, чьи права были нарушены
- двукратный размер общей стоимости контрафактных товаров (рассчитанный на основе оптовой цены товаров); и
- двукратная стоимость права на использование торговой марки, в зависимости от способа нарушения (производство или продажа — реклама или хранение — опытный оценщик может определить приблизительную стоимость).
- Знаменитости постоянно подвергаются риску кражи их имен. Например, игрок в американский футбол Винс Янг решил зарегистрировать свое прозвище, но обнаружил, что оно уже используется. Ему потребовалось два года и множество судебных издержек, чтобы вернуть свои права.
- Другой футболист, Джонни Мензел, подал 16 заявок на торговую марку (включая «Johnny Football», «The House That Johnny Built» и «Johnny Cleveland»). Он поступил мудро, прекрасно понимая, что его имя будет хорошо продаваться.
Как пройти каждый этап самостоятельной регистрации
Владелец крупной кондитерской фабрики решил зарегистрировать торговую марку «Овес» для производства печенья. По мнению экспертов патентного ведомства, такие знаки обычно практически невозможно зарегистрировать, поскольку они указывают на тип продукта. Тем не менее, хорошо выстроенная стратегия защиты и отличная работа патентных поверенных позволяют многим сложным заявкам успешно пройти через жернова экспертизы Роспатента.
Поскольку «овсяночка» — это малая форма небольшой птицы из семейства Embacidae, мы предложили патентным поверенным заполнить словесный элемент изображением птицы. Знак был успешно зарегистрирован и до сих пор используется клиентом.
- Другой интересный случай произошел, когда владелец хотел использовать в качестве товарного знака оригинальное шрифтовое название «Twiggy»; эксперт Роспатента отклонил его на том основании, что знак воспроизводит прозвище фотомодели Лесли Хорнби, известной как Twiggy, и поэтому потребители могут ошибочно ассоциировать его с г-жой Хорнби. Эксперт Роспатента отклонил его на том основании, что знак воспроизводит прозвище фотомодели Лесли Хорнби, известной как Твигги, и поэтому у потребителей может возникнуть ложная ассоциация с г-жой Хорнби. Пришлось провести исследование потребителей и разработать специальную анкету, которая в итоге показала, что респонденты не ассоциируют бренд с конкретным человеком и признают название вымышленным. Кроме того, само слово twiggy является английским, означающим «хрупкий» и «хрупкий». В результате Роспатент принял решение о регистрации торговой марки.
- Очень трудно придумать что-то новое, потому что все великое просто и все уже исследовано. Сегодня многие предпринимательские имена были усовершенствованы, чтобы удивить и войти в историю. Хорошим примером является EbidoEbi, компания по доставке суши. Решив выбрать имя для своего бренда, проверьте Instagram, чтобы узнать, зарегистрирован ли такой псевдоним и доступен ли домен сайта. В прошлом компания, предлагающая дополнительное образование для детей, попросила нас запатентовать название «Умная жизнь». Однако мы решили, что это поколение родителей не понимает его и оно не отражает идею проекта. После разработки стратегии развития компании мы изменили название на Non-schoolers. Мы разработали дизайн сайта, используя два изображения мальчиков. Вот как мы изобразили типичного студента и «нестудента». В конечном итоге проект привлек внимание общественности и завоевал любовь студентов.
- Узнайте больше.
- Спортсменка Алина Кабаева решила записать 10 марок. Она записала свою фамилию на юридическое лицо, соучредителем которого она являлась, — благотворительный фонд Алины Кабаевой. Также культурный фонд «Анастасия Волочкова» (рег. 270757) и «Кира Пластинина» (рег. 349137) — ООО, которое гарантирует товарный знак со словами «Кира Пластинина Стиль». Существует также «Стиль Киры Пластининой».
- Если вы хотите зарегистрироваться в качестве героя в игровой вселенной, важно понимать аудиторию, к которой вы обращаетесь. Например, Алина Кабаева подала заявку в Роспатент на регистрацию бренда «Кукла Алина». Он хотел создать подарочную куклу для участниц детского фестиваля художественной гимнастики.
- Гарантия на саму куклу Барби была предоставлена компанией Mattel Inc. а имя происходит от лицемерной версии женского имени Барбара. Под этим брендом был выпущен огромный ассортимент мебели для дома и «Барби», мультфильмы, компьютерные игры, одежда, аксессуары и даже автомобили.
- Во многих случаях образовательные бренды были названы в честь идейных лидеров. Например, «Школа Николая Ягодкина». В целях защиты интеллектуальной собственности целесообразно иметь эксклюзивный доступ к услугам, обработанный доступ к курсам. Недобросовестные конкуренты могут предлагать уроки по сниженным ценам и красть информацию, что делает регистрацию бренда более безопасной.
В нашей стране торговая марка зарегистрирована Роспатентом. Регистрация может занять до шести месяцев, в зависимости от сложности сигнала и скорости работы специалиста. Документы должны быть представлены непосредственно в Роспатент в Москве через Госдел или по почте.
Два года назад был введен процесс ускоренной регистрации товарных знаков. Вся процедура от внесения депозита до получения документа о защите сигнала занимает всего два месяца. Для этого необходимо оплатить ускоренный процесс поиска.
Как выбрать товарный знак
Ответьте на вопросы экзаменатора.
Получение решения экспертизы и уплата государственной пошлины за регистрацию товарного знака.
Интересное видео на тему «Как построить личный бренд с нуля за 15 шагов».
В среднем, регистрация торговой марки стоит от 50 000 до 100 000 рублей. Плата за подачу заявления включает в себя гонорар и сборы адвоката. Сумма зависит от количества классов международной классификации товаров и услуг в заявке. Стоимость государственных обязательств можно уточнить на сайте Роспатента.
В настоящее время государственная пошлина уплачивается тремя частями: за регистрацию заявки на регистрацию товарного знака в одной категории, за удостоверение и сходство в одной категории, еще одна оплата должна быть произведена в случае одобрения Роспатентом регистрации и 2000 рублей. Для свидетельств о регистрации товарных знаков. Повышение категории оплачивается отдельно.
Первые два платежа производятся одновременно. Если вы подадите заявку на регистрацию, но роспатент отклонит ее, поскольку ваш знак идентичен уже известному, государственная пошлина не будет возвращена.
Основной статьей является статья 1484 Гражданского кодекса, статья 3 о правах на бренд. Меры ответственности определены в статье 1515. В целом, деятельность агентств по товарным знакам регулируется Гражданским кодексом, статьей 44 Конституции и некоторыми международными договорами.
Важно отметить, что пункты 1 и 2 статьи 1483 Гражданского кодекса гласят, что регистрация не допускается для товарного знака, идентичного уже известному товарному знаку.
- Какие элементы торговой марки охраняются законом об интеллектуальной собственности? Под защиту попадают такие элементы личного бренда, как фамилии, имена, фамилии, прозвища и слоганы, названия курсов и школ, названия творческих коллективов, великие персонажи и хэштеги.
- Например, в 2016 году издательство «ЭКСМО» подало заявку на регистрацию товарного знака #i-not fears whean say, когда организовало флешмоб-акцию против насилия в отношении женщин. Сигнал был зарегистрирован в классах 16 и 41 УПК.
- Персональный брендинг стал трендом нашего времени, и в ближайшие годы количество персональных брендов на рынке значительно увеличится. Люди идут к людям за продукцией, поэтому очень важно работать на свою репутацию и подходить к процессу регистрации основательно. В конце концов, хорошо продавать можно только на хорошо структурированной основе.
Если после регистрации своего бренда вы хотите развивать и расширять свой личный бренд, пожалуйста, свяжитесь с нами — мы сможем вам помочь.
Google и Яндекс, социальные сети, списки электронной почты, видеоплатформы, блоггеры