Соглашение о задатке отличается от первоначального взноса тем, что задаток является гарантией выполнения условий соглашения. Если покупатель нарушает условия, залог не возвращается. Однако если продавец нарушит условия, он выплатит вам аванс в двойном размере.
СОВЕТ! Согласно статьям 380 и 381 Гражданского кодекса РФ, такой договор не может быть подписан до заключения основного договора купли-продажи, так как сумма, переданная до заключения договора, считается задатком.
Между переговорами на рынке и фактическим подписанием контракта может пройти решающее время. Стороны хотят защитить себя на этом этапе, и это вполне справедливо, поэтому они составляют предварительный договор, а не вносят предоплату. Должен быть заключен предварительный договор.
В зависимости от условий этот документ может выступать в качестве дополнения к депозитному договору или быть отдельным юридическим документом.
Правовая сущность и функции задатка
Роль аванса как платежа заключается в том, что он является частью общей суммы, выплачиваемой одним лицом другому в связи с выполнением обязательств, вытекающих из договора. Доказательством является то, что авансовый платеж дается не только в качестве аванса или подготовки, но и для доказательства намерения совершить сделку. Это выражается в том, что стороны заключили предварительный договор, а условия выражаются в том, что аванс будет выплачен в счет будущего основного договора.
Если основной договор не выполняется в указанные сроки, и это происходит из-за небрежности лица, получившего авансовый платеж, существует ответственность за возврат в двойном размере.
В аналогичных случаях, если сделка оказалась неудовлетворительной не по вине лица, получившего аванс, существует право на удержание аванса. Такие правила установлены ст. 381 Гражданского кодекса Российской Федерации.
договоры о задатке всегда являются субсидиарными. Страховая функция депозита вытекает из самой его природы. Его назначение заставляет стороны принять более ответственный подход и расторгнуть сделку.
Однако стоит отметить, что лицо, получившее аванс, может не исполнить свое обязательство по заключению основного договора; все три условия должны быть выполнены и надлежащим образом продемонстрированы. В противном случае факт передачи денег может быть не отвергнут, но интерпретирован по-другому.
Задаток должен быть стимулом к исполнению обязательства по основной сделке, поскольку он создает условие недобросовестной ситуации, если основная сделка не является неинтегрированной.
Некоторые проблемы в понимании аванса и задатка
В российском законодательстве нет четкого и однозначного понимания того, что такое первоначальный взнос. В одном смысле, авансовый платеж, выданный за сделку, совершенную стороной, является добросовестным. Однако если задаток рассматривается каким-либо образом как аванс, то невозможно доказать намерение сторон передать сумму основной сделки для закрытия основной сделки, поскольку получение вдвое большей суммы также обязывает лицо, получающее эту сумму.
Транзакция.
Роль частей сделки определяется соответствующим образом. Они будут кредиторами и должниками, но не в контексте сделки, непосредственно связанной с передачей вклада, а в контексте крупной сделки.
Только договорные обязательства могут быть обеспечены предоплатой. По этой причине то, что называется задатком в открытом конкурсе, не имеет ничего общего с тем, что определено в статье 380 Гражданского кодекса Российской Федерации. Статья 448 Гражданского кодекса, в которой изложены нормы, регулирующие публичную конкуренцию, также упоминает о задатке.
Однако он подтверждает готовность лиц, желающих принять участие в аукционе, заключить будущие сделки. Не путайте переведенный депозит с готовностью сделать это для конкретного продавца, так как здесь нет платежного средства.
Следует отметить, что в законах и подзаконных актах, определяющих порядок проведения торгов, нет ссылок на нормы и положения статей 1 и 381 Гражданского кодекса, хотя в юридической литературе эти виды задатков часто уподобляются и даже признаются. .
В настоящее время условное депонирование не является широко распространенным средством защиты сделок. Основной причиной этого является появление ряда обязательных условий, связанных с оформлением значимых договоров, что снижает значимость страховой функции депозитов. Эти условия включают письменные сделки, нотариальное заверение и государственную регистрацию.
Неправильное понимание правовой природы вкладов может привести к различным последствиям.
Стороны могут попытаться передать задаток во время основной сделки, но это делается в письменной форме, что противоречит закону. Он не может гарантировать реализацию того, что уже произошло.
В то же время возможен вариант, когда сделка заключается в устной форме. Выплата аванса в данном случае является доказательством того, что сделка состоялась и что стороны несут обязательства в связи с ней. Однако доказать, что внесенные деньги являются авансовым платежом, может быть очень сложно, просто из-за устного соглашения.
Позиция высшего суда РФ
В решении Верховного суда РФ по делу № 53-В08-5 от 22 июля 2008 года отмечается, что Верховный суд отстаивал свою позицию даже тогда, когда сумма была указана в качестве авансового платежа в предварительном дополнительном соглашении. — Если в договоре указано, что авансовый платеж гарантирует обязательства, возникающие в результате сделки купли-продажи, то он рассматривается только как авансовый платеж, а не как задаток.
В данном случае, поскольку предварительный договор купли-продажи квартиры не был исполнен стороной, принявшей авансовый платеж, суд обоснованно обязал ответчика вернуть двойную сумму авансового платежа, в соответствии со статьей 381 Гражданского кодекса РФ. Гражданский кодекс. Ответчику не удалось добиться отмены этого решения даже в Верховном суде Российской Федерации.
Впоследствии коллегия Верховного суда неоднократно подтверждала правильность этой позиции.
В последующей практике российские суды начинают с вопроса о законности задатка, гарантирующего обязательства, вытекающие из предшествующего договора. Если заключен основной договор, деньги могут быть использованы для погашения обязательств, вытекающих из основного договора. В противном случае, если лицо, получившее аванс, виновно в расторжении договора, оно должно вернуть его другой стороне в двойном размере.
Это было отражено в решении по делу № 53-B08-5.