Федеральная антимонопольная служба подготовила планы по монопольной корректировке счетов на железнодорожные грузовые и пассажирские перевозки с 1 декабря, сообщает «Коммерсантъ». Согласно документу, цена на грузовые перевозки вырастет на 13,8%, на пассажирские — на 11,6%. РЖД объясняет рост тарифов необходимостью реализации обязательной инвестиционной программы в 2025 году
Федеральная антимонопольная служба (ФАС) подготовила проект приказа, согласно которому счета за грузовые и пассажирские железнодорожные перевозки будут скорректированы одновременно с 1 декабря. С сопроводительной документацией к плану ознакомился «Коммерсантъ». Источники газеты в Федеральной антимонопольной службе подтвердили параметры плана.
Согласно документам, тарифы на грузоперевозки с декабря вырастут на 13,8 %. При этом существующие дополнительные сборы — 1,5 % на налоговую адаптацию, 7 % на капитальный ремонт и 1 % на транспортную безопасность — с 1 декабря будут навсегда зафиксированы в ценообразовании и включены в скорректированную базу. Ранее предполагалось, что эти дополнительные сборы могут быть отменены со временем. В РЖД объяснили повышение тарифов необходимостью реализации обязательной инвестиционной программы в 2025 году, пишет газета.
Плацкартные и общие вагоны подорожают на 11,6%, отмечается в документе. В нерегулируемом секторе, включая плацкартные, спальные вагоны и вагоны класса «люкс», Федеральная пассажирская компания, входящая в РЖД, также скорректирует тарифы на 11,6% по собственному решению, говорится в документе. Вице-премьер Виталий Савельев, Минтранс, РЖД и ФПК отказались от комментариев.
Кроме того, планируется повысить некоторые точечные тарифы. В частности, с января на 5 % вырастут пошлины на контейнерные перевозки, минеральные и строительные грузы. Цена порожнего километра вырастет на 10 %, но эта мера распространяется только на полувагоны, платформы и ковчеги. Как поясняется в документе, повышение счета за порожний километр станет «средством более справедливого распределения финансовых результатов участников транспортного рынка». В 2023 году основные операторы получат прибыль в размере около 2,03 млрд рублей. При установлении цены на вагоны обращается внимание на целевую рентабельность. При этом решение не влияет на перекачку нефти, говорится в документе.
В сентябре газета со ссылкой на источники в отрасли сообщала, что РЖД предложили два варианта повышения тарифов. Скорректировать тарифы в общей сложности на 17,2 процента, но с 1 ноября 2024 года на 3,6 процента, с 1 января 2025 года на 13 процентов, или на 22,7 процента, которые будут скорректированы в один этап с 1 января 2025 года. Как отмечала тогда компания, первый вариант обеспечит минимальное финансирование инвестиционной программы ОАО «РЖД» на 2025 год в размере 1. 1 триллиона рублей. Второй вариант предусматривает полное финансирование программы на уровне 1,8 триллиона рублей.
РЖД собрались резко поднять тарифы на перевозку грузов
ОАО «Российские железные дороги» (РЖД) намерено в 2025 году повысить тариф на грузовые перевозки, что, по оценкам монополии, необходимо для финансирования минимальной инвестпрограммы. Об этом пишет «Коммерсантъ» со ссылкой на собственные источники.
Компания предложила два варианта повышения. Первый предлагает корректировку на 3,6 % с 1 ноября и на 13 % с 1 января. Это составляет 17,2 %. Таким образом мы надеемся получить 1,1 триллиона рублей для инвестиций. Второй вариант предполагает корректировку на 22,7%, таким образом, на инвестиционные программы можно будет направить 1,8 триллиона. По словам источников в отчете, совещание по этому вопросу состоялось на прошлой неделе.
Он также призвал РЖД принять новый принцип корректировки счетов, не связанный с официальной потребительской инфляцией, а с повышением промышленных индексов, то есть цен на топливо, материалы и электроэнергию. За счет этого более высокого уровня инфляции монополия рассчитывает зарабатывать на переходе около 30 миллиардов рублей в год.
Чтобы выполнить свою инвестиционную программу, компания считает, что должна сохранить сегодняшнее целевое повышение тарифов, отказаться от экспорта углерода и еще больше увеличить счета за контейнерные перевозки, углеродный фрахт и грузовые грузы.
Между тем, грузчики возмущены даже продолжающимся повышением самих счетов. Это вполне объяснимо, учитывая проблемы, стоящие перед национальной экономикой, а также негодование по поводу разрушительного снижения качества обслуживания и замедления темпов перевозок.
Впрочем, собеседник издания признает, что грузчики уже перестали выступать против собственных корректировок, но в марте они могут сократить вторую часть или сорвать инвестиционную программу.
Они также захотят взять на себя обязательства по увеличению экспорта собственной продукции, расширению тарифных преференций при поставках на непремиальные направления и компенсации повышения пошлин за счет отмены экспортных пошлин.
Михаил Бурмистров, руководитель «Infoline-аналитики», считает, что если в следующем году рубль значительно укрепится, то экспортно-ориентированные отрасли переживут эту инфляцию. По его мнению, правительство одобрит запрос РЖД, но компании уже поняли, что не смогут отменить повышение, и пытаются выторговать лучшие условия, прежде всего для себя.
Ранее заместитель генерального директора ОАО «РЖД», начальник Центральной дирекции управления движением Михаил Гласков признал, что компания не сможет выполнить свои планы по перевозкам на Дальний Восток в этом году. Компании необходимы дополнительные средства на модернизацию Восточного полигона (Транссибирской и Байкало-Амурской магистралей), которую президент Владимир Путин называет даже более важной работой, чем строительство Байкало-Амурской магистрали советского периода.